Бывший депутат-демократ Владимир Чеботарь допустил множество упущений в декларациях об имуществе и личных интересах, что вызвало обоснованные сомнения в совершении ряда преступлений.
Проверка была инициирована на основании уведомления, зарегистрированного в феврале 2022 года. Множество нарушений зафиксировано в главе об имущественных изменениях, кредитах, дивидендах, а также расходах, особенно жены бывшего чиновника. В связи с этим Национальный орган по неподкупности сообщает, что направил заключение в Генеральную прокуратуру. Представитель прокуратуры подтвердил anticorruptie.md, что обращение поступило и будет проверено.
Контроль за имуществом и личными интересами в отношении Владимира Чеботаря и членов его семьи осуществлялся за период, в течение которого он занимал должность депутата Парламента Республики Молдова — с 09.03.2019 до 23.07.2021 года. Всего на основании деклараций о богатстве и личных интересах были запрошены разъяснения по 34 аспектам.
Инспектор попросил Чеботаря объяснить, почему он не указал в декларации за 2020 год кредит в размере более 4,4 млн леев, который жена передала другому человеку. В полученном ответе бывший депутат упомянул, что на момент заполнения декларации он не был проинформирован о выдаче кредитов. В декларации за 2021 год также отсутствовала информация о дивидендах на сумму более 5 миллионов леев, полученных женой. Дивиденды получены, скорее всего, от семейного бизнеса, компании Fly One. Компания была основана в 2015 году, когда Владимир Чеботарь был министром юстиции.
Чеботарь объяснил упущение тем, что «в декларации об имущественном положении и личных интересах, поданной за 2019 год, он указал получение дивидендов от XXXXX в размере 9 098 876,02 лея. Часть этой суммы была передана ХХХХХ в 2020 году, хотя сумма указана в 2019 налоговом году. Чтобы не декларировать одни и те же суммы дважды и поскольку она не относится к налоговому периоду 2020, сумма 5 464 453,68 лев в декларации об имуществе и личных интересах за 2020 год была не указана».
Инспектор также отмечает, что субъект проверки не представил правоустанавливающих документов, подтверждающих урегулирование претензий жены в отношении ХХХХХ (н.р. Fly One), хотя несколько объектов недвижимого имущества были отчуждены.
«В таких обстоятельствах инспектор по вопросам добросовестности приходит к выводу, что выявленный случай можно рассматривать как подозрительную деятельность или сделки в понимании понятий, регламентированных ст. 3 Закона №. 308/2017 о предотвращении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, подозрительная деятельность или сделка – деятельность или сделка с незаконными товарами или активами, включая финансовые средства и средства, о которых отчитывающееся лицо знает или указывает основания для подозрения в отмывании готовятся, предпринимаются попытки, осуществляются или уже осуществляются действия, связанные с деньгами, предикатными преступлениями, действиями по финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения», — говорится в заключении.
НОН пришла к выводу, что имеются обоснованные подозрения в совершении преступления, предусмотренного ст. 243 Уголовного кодекса Республики Молдова (отмывание денег) и ст. 2441 Уголовного кодекса Республики Молдова (Уклонение от уплаты налогов физических лиц), в том числе совершение подлога деклараций.